Силуанов ожидает, что дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года достигнет 3,9% ВВП, а это означает, что общие доходы находятся на уровне 18,6-18,7 трлн рублей. Больше прогноза Минфина в сентябре (17,85 трлн руб.). В том числе ненефтегазовая выручка составит 0,6-0,7 трлн руб. Согласно словам министра, в сентябре он оказался выше, чем ожидалось.
Министр пояснил, что переходящий остаток на 2020 год поможет покрыть расходы, не учтенные в бюджете. Это вакцинация населения от коронавируса, которая потребует «существенных ресурсов» из резервного фонда, потенциальной дополнительной помощи регионам и «понятных социальных обязательств», которые потребуют финансирования. Ранее в декабре пресс-служба Минфина пояснила РБК, что ключевые менеджеры (GRBS, включая министерства и ведомства) несут ответственность за выплату средств, часть лимитов расходов может быть перенесена на следующий год по объективным причинам, и что правительство «работает над их распределением. Своевременное выделение средств в резервный фонд, чтобы в следующем году можно было оперативно реагировать на развитие ситуации с заболеванием и коммерческой деятельностью.
Читайте дальше РБК Про
Сохранятся ли налоговые льготы для экономики?
После необычайного увеличения расходов в 2020 году в следующем году расходы федерального бюджета упадут в номинальном выражении впервые в новейшей истории. Экономисты вызов Это ужесточение фискальной политики (на 2020 год) и предупреждение о том, что это замедлит экономический рост. Всемирный банк Посоветовал Россия выберет «постепенный» темп фискальной консолидации. Но Силуанов возразил с такой критикой, подчеркнув, что в 2021 году правительство сохранит антикризисные льготы в размере около 1% ВВП (более триллиона рублей). Это будет сэкономлено, в частности, за счет временного расслабления бюджетной базы в 2021 году, что добавит 875 млрд рублей. По предельным расходам бюджета (по показателю, который должен был быть разработан по бюджетным правилам).
Силуанов сказал, что, несмотря на вторую волну коронавируса, Минфин пока не планирует пересматривать бюджет на 2021 год. Хотя случаи COVID-19 превышают весенний уровень, топ-менеджмент пока не планирует «останавливать экономику», поэтому дополнительные бюджетные меры пока не нужны, сказал министр.
По словам Силуанова, дополнительный фискальный стимул в 2020 году оценивался в 4% ВВП, а общий «фискальный импульс» (в связи с тем, что государство внезапно перешло с профицита на дефицит в бюджете, а также повышением капитализации институтов развития, в том числе ВЭБа. РФ) – на уровне 9% ВВП. По этому показателю, по словам Силуанова, Россия входит в пятерку стран «Большой двадцатки» с точки зрения стимулов к кризису после США, Бразилии, Канады и Австралии.
Силуанов отметил, что рекомендации Международного валютного фонда и Всемирного банка могут быть уместны для стран, которые выпускают резервные валюты или не обеспокоены бюджетным балансом, но Россия вынуждена проводить «ответственную политику» и не может занимать 5 триллионов рублей на постоянной основе. Более того, как и в 2020 году. Кроме того, по-прежнему существует неопределенность относительно санкций США по госдолгу перед рублем, и в этих условиях «я не хочу торопиться с займами, а условия для корпоративных заемщиков ухудшаются», а также с учетом уровня процентных ставок. И рост затрат на обслуживание государственных ценных бумаг.